Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Читательская грамотность — это умение школьника не только прочитывать книгу, но также понимать и пользоваться письменными текстами на практике. Педагогам очень важно повышать читательскую грамотность учеников начальной школы, потому что это помогает решать учебные и практические задачи. Чем конкретно помогает читательская грамотность? Какие дидактические материалы использовать? Об этом расскажем в статье.

Что входит в читательскую грамотность

Читательская грамотность формируется не только на уроках литературы, но и, например, на занятиях по окружающему миру. Посмотрим, из чего строится читательская грамотность:

  1. Опора на текст (параграф или книга): ребёнок извлекает из текста информацию и соединяет полученные данные в ответ.
  2. Школьник работает с заданием к тексту: осмысливает/оценивает содержание и форму текста.

Обладая читательской грамотностью, младшие школьники сформируют умение понимать, анализировать, а также видоизменять текст. Кроме того, они «на раз-два» выполняют задания типа «Озаглавь текст», «Выдели главную мысль», «Составь план рассказа», «Сделай подробный пересказ», «Выдели ключевые слова», «Объясни значения слов», «Преобразуй текст в таблицу либо кластер» и др.

Виды дидактических материалов

Для развития читательской грамотности в начальной школе есть множество практических работ. Все они разрабатываются педагогами с опорой на ФГОС для начального общего образования. Тексты для младших школьников бывают разными:

  • текст рассказа или стихотворения «вверх ногами»;
  • деформированный текст;
  • текст, в котором пропущены гласные буквы;
  • текст, в котором некоторые слова заменены картинками;
  • текст, в котором нет пробелов;
  • текст с пунктирными словами;
  • текст, в котором есть обычные слова и слова наоборот;
  • текст, который написан разными шрифтами;
  • текст, в котором закрыта верхняя или нижняя часть строки;
  • «зашумлённый» текст, или текст с наложением паутинки, решётки и др.

По мере взросления ребёнка можно усложнять способы чтения и обработки информации, анализировать вместе с художественными и научно-популярные тексты.

Читательская грамотность поможет на экзамене

Навыки работы с текстами помогут школьникам не только лучше усваивать учебный материал, но и с лёгкостью справляться с итоговыми работами по русскому языку и литературе (контрольные работы, ВПР за 1, 2, 3 и 4 классы). Причём при прохождении ВПР читательская грамотность пригодится буквально — во Всероссийских проверочных работах по русскому языку есть для этого специальные задания.

Проверка читательской грамотности в 4 классе

В каждом классе начальной школы дети на уроке или дома с родителями отрабатывают читательскую грамотность. Как выглядит практикум? Рабочие листы для проверки читательской грамотности — это задания со словами или с текстами для учащихся 1, 2, 3 и 4 классов.

В качестве примера мы подготовили рабочий лист с текстом и вопросами для проверки читательской грамотности в 4 классе по предмету «Окружающий мир».

Возможно, первое время ребёнку будет сложно построить рассказ о прочитанном или пересказ параграфа, но с практикой уровень его читательской грамотности обязательно повысится. Желаем успехов в учёбе!

Примеры открытых заданий по читательской грамотности:

Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf

Банк ситуаций: https://media.prosv.ru/func/

___________________________________________________

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»:

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

СИПКРО:

http://old.sipkro.ru/index.php/86-подразделения/1381-fgoХочу такой сайт

Издательство «Просвещение»:

https://media.prosv.ru/fg/

Банк тестов:

https://banktestov.ru/test/3674

Московский центр качества образования:

https://mcko.ru/articles/2127

Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник:

https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main

Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/Хочу такой сайт

Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/

Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/

Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/

Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/

Открытые задания PISA:   https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 

Электронный банк заданий по ФГ : https://fg.resh.edu.ru/Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылкеhttps://resh.edu.ru/instruction

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ:https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Лаборатория функциональной грамотности:https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)

 Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)

ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНОЙ ШКОЛЫ развития функциональной грамотности на 2023/2024 учебный год

01.09.2023

ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНОЙ ШКОЛЫ

развития функциональной грамотности на 2023/2024 учебный год

Опорная школа:  МКОУ «Новогладовская ООШ»                            

Руководитель ОО:  Магомедов Б.А.                                                      

Цель деятельности опорной школы: содействие развитию единого информационно-образовательного и методического пространства формирования функциональной математической грамотности

Задачи опорной школы:

-       создание условий для распространения и внедрения, обеспечения доступности методических рекомендаций и ценных практик формирования функциональной грамотности учащихся;

-       осуществление профессионального методического сопровождения внедрения педагогами в образовательный процесс технологий, направленных на развитие функциональной грамотности школьников;

-       диссеминация инновационных педагогических практик по формированию функциональной грамотности школьников;

-       содействие развитию сетевого взаимодействия образовательных организаций муниципального района в вопросах развития функциональной грамотности школьников.

Адрес электронной страницы опорной школы на сайте учреждения:

 

 

 

№/ п

Мероприятие /вид деятельности

Срок исполнен

ия

Ответственный за

исполнение

Результат

/плановое значение

Просветительская деятельность1

1

Проведение муниципального методического семинара для заместителей директора по УВР по вопросам формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся

Раз в полугодие

рук-ль ИМЦ района

Протоколы Рекомендации по организации деятельности по формированию функциональной

грамотности обучающихся

3.

ИМС «Корректировка рабочих

программ по предметам с включением технологий,

сентябрь 2023

зам.дир-ра по УВР, рук-ли МО

Рекомендации

по корректировке


1 проведение совещаний, семинаров, круглых столов, консультаций для участников образовательных отношений по вопросам развития функциональной грамотности учащихся, создание банка полезных ресурсов, наполнение страницы сайта по деятельности опорной школы


 

направленных на развитие функциональной грамотности

школьников»

 

 

рабочих программ

4.

Использование материалов информационно-методических порталов Российской электронной школы, «Учи.ru» по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся

-         ФГБНУ ИСРО РАО

https://instrao.ru/;

-         ФИС ОКО https://fioco.ru/;

-         ФГБНУ ФИПИ https://fipi.ru/;

-         Академия Минпросвещения России https://apkpro.ru

-         Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/

-         ГАУ ДПО ЯО ИРО http://www.iro.yar.ru/index.php?i d=5776 .

руководители МО

Методические рекомендации для педагогов по формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

5.

Создание и наполнение тематической страницы

«Функциональная грамотность. Деятельность опорной школы»

на сайте школы

администраци я

Сайт школы

Внутришкольное обучение кадров 2

1.

Организация и проведение серии практико-ориентированных семинаров для педагогов в рамках внутришкольного обучения:

 

Семинар-практикум

«Формирование и развитие

математической грамотности в начальной школе»

 

«Формирование и развитие

математической

грамотности обучающихся в

урочной и внеурочной

деятельности»

 

Мастер-класс «Формирование математической грамотности обучающихся»

       

Семинар-практикум

«Способы формирования финансовой грамотности на уроках обществознания»

 

 

 

 

 

 

 

      октябрь

 

 

 

 

ноябрь

 

 

 

 

 

 Хочу такой сайт

декабрь

 

 

 

 

 

 

 

февраль

ответственные-

зам. дир-ра по УВР начального, основного звена

 

учитель нач.классов

 

 

рук-ль МО математич.цикла

 

 

 

 

учитель математики

 

 

 

 

рук-ль МО истории и обществознания

   

Методические материалы с семинаров.

 

Содействие непрерывному профессиональн ому развитию педагогов по вопросам формирования и развития функциональной грамотности

2.

Работа ПОС (профессиональное обучающееся сообщество)

«Формирование функциональной грамотности школьников» (для учителей начальной школы)

В течение всего периода

зам.дир-ра по УВР

рук-ль МО нач.классов

Протоколы Методические материалы

3.

Мастер-классы для молодых специалистов «Способы достижения учащимися новых результатов обучения в соответствии с требованиями обновлённого ФГОС»

в течение года

рук-ли МО, педагоги-наставники

Получены методические рекомендации по проектированию современного урока, реализующего требования

ФГОС НОО.

Организационно-методическая деятельность3

1.

Диагностирование коллективов на предмет сформированности компетенций по формированию функциональной грамотности школьников

 

администра-ци я ОО

Выявлены профессиональн ые дефициты и уровень компетентности педагогов для обеспечения адресной

поддержки

2.

Оказание адресной помощи педагогам и административным командам по вопросам перехода на формирования и оценки функциональной грамотности

В течение всего периода

руководители МО

Оказана адресная помощь 100% педагогов, обратившихся с соответствующи

м запросом

3.

Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности

обучающихся

В течение всего периода

администраци я

Аналитическая справка

4.

Размещение информации о деятельности СОШ – опорной школы по формированию ФГ

на странице сайта

Не реже, чем раз в месяц

 

ответсвенный за ведение школьного сайта соц.сетей-

Сайт школы, страницы школы в социальных

сетях

5.

Разработка индивидуальных маршрутов развития педагогических кадров ОО образовательного округа в вопросах формирования функциональной грамотности

Февраль- март 2024

администраци я школы, руководители МО

Сформированы индивидуальные планы профессиональн ого развития для учителей, участвующих в формировании функциональной

грамотности обучающихся 1-

х и 5-х классов

6.

Коллективное проектирование и разработка методических рекомендаций и продуктов по развитию функциональной

грамотности учащихся, внедрения обновленных ФГОС

В течение всего периода

руководители МО

Разработано не менее 3-х методических продуктов

Диссеминация ценных педагогических практик4

1.

Участие в научно-практических конференциях , конкурсах по Региональному плану оценки и формирования функциональной грамотности обучающихся на 2023/2024 учебный год

В течение всего периода

руководители ОО, педагоги

Представлены ценные практики по формированию функциональной грамотности (в т.ч. и читательской

грамотности)

2.

Практико-ориентированный семинары по развитию ФГ

В течение всего периода

https://edsoo.ru/metodicheskie-materialy/

Методические материалы семинара Программа

семинара

4.

Проведение открытых уроков по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности в рамках методическое недели «Урок по-

новому»

В течение всего периода

администраци я

Методические материалы Технологически е карты уроков Карты

наблюдения

5.

Презентация методических материалов на заседаниях

методических объединений

В течение всего периода

 

Экспертные заключения

Образовательные события для учащихся5

1.

Образовательное событие

«Читаем, решаем, живем!»

декабрь 2023

руководительМО матем.цикла

Разработан сценарий, методические рекомендации

для проведения

2.

Образовательное событие «День единого текста»

 ноябрь 2023

 рук-ль МО русс.яз. и лит-ры.

Разработаны сценарии Созданы методические материалы для проведения образовательног

о события

3.

Организация диагностики обучающихся на портале РЭШ

В течение всего

периода

администраци я

Аналитическая справка по результатам

диагностики

4.

Организация           деятельности детского самоуправления в школе для обеспечения взаимообучения школьников функциональной грамотности

В течение всего периода

 

Зам.дир-ра по УВР

 

План работы

 

Экран результативност и работы классов

2 корпоративные образовательные семинары для школ методической сети силами педагогов опорной школы

3 проведение заседаний ММО, межшкольных лабораторий, наставническая и тьюторская деятельность,

проведение совместных методических событий для педагогов по вопросам внедрения обновленных ФГОС и формирования функциональной грамотности, стажировочные площадки и т.п.

4 мероприятия по продвижению ценных практик, представление технологически описанного опыта по переходу на обновленный ФГОС и развитие функциональной грамотности обучающихся

5 межшкольные мероприятия для обучающихся, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся том числе в сетевом формате с использованием дистанционных технологий)

 

ПОЛОЖЕНИЕ об опорных школах развития функциональной грамотности

01.09.2023

Приложение 1 ПОЛОЖЕНИЕ об опорных школах развития функциональной грамотности 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет основы функционирования опорных школ развития функциональной грамотности школьников (далее –опорная школа) как особой формы организации совместной деятельности педагогического сообщества и органов управления образованием по созданию условий для повышения качества образования в Республике Дагестан. 1.2. Положение разработано в целях обеспечения непрерывного научнометодического сопровождения педагогических работников, организации сетевой формы взаимодействия педагогов на муниципальном уровне и рекомендовано к применению педагогическими и руководящими кадрами общеобразовательных образовательных организаций. 1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативноправовыми актами: Федеральный закон от 29.12.2012 №2 73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Постановление Правительства от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018–2025 г.) Распоряжение Министерства просвещения РФ от 04 февраля 2021 года № Р – 33 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров». 1.4. Опорная школа по отношению к муниципальным образовательным организациям, входящим в состав методической сети, выступает в качестве ресурсного центра. Она имеет высококвалифицированные педагогические кадры, готовность к опережающему внедрению и апробации практик формирования функциональной грамотности, с последующим продвижением ценных практик в организациях методической сети. 1.5. Дополнительные функции школы как опорной для муниципальных образовательных организаций закрепляются локальными актами. Опорная школа сохраняет свою организационно-правовую форму, финансовую и хозяйственную самостоятельность. 1.6. Опорная школа руководствуется в своей деятельности Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Уставом опорной школы. 2. Основные цели, задачи опорной школы и принципы деятельности методической сети 2.1 Основной целью деятельности опорной школы является методическое сопровождение педагогов других образовательных организаций соответствующего муниципального образования в деятельности, направленной на развитие читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности школьников, их глобальных конкуренций и креативного мышления, внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий и диагностики качества образования с учетом международных критериев оценки. 2.2. На опорную школу возлагается решение задач: осуществление профессионального методического сопровождения внедрения педагогами в образовательный процесс технологий, направленных на развитие функциональной грамотности школьников; диссеминация инновационных педагогических практик по формированию функциональной грамотности школьников; содействие развитию сетевого взаимодействия образовательных организаций муниципального района в вопросах развития функциональной грамотности школьников. 2.3. Принципами создания методической сети и принципами взаимодействия являются принципы, определяемые методической сетью организаций: ответственность участников методической сети за принятые на себя обязательства; равноправие и партнерство, основанные на договорной системе взаимодействия; коллективное проектирование и разработка методических рекомендаций и продуктов по развитию функциональной грамотности учащихся. 3. Организация деятельности опорной школы 3.1. Опорная школа создается на базе общеобразовательной организации на основании приказа управления образованием муниципалитета. 3.2. В опорной школе должны быть определены педагоги, ответственные за развитие каждого направление функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальных конкуренций и креативного мышления школьников). 3.3. Педагог опорной школы, ответственный за развитие функциональной грамотности, должен регулярно проходить обучение по программам дополнительного профессионального образования, участвовать в стратегических сессиях, семинарах, вебинарах, посвященных проблемам формирования функциональной грамотности школьников, организации диагностики качества образования в соответствии с современными международными требованиями, проводимых ГБУ ДПО РД «ДИРО». 3.4. Опорная школа в качестве ресурсного центра методической сети школ образовательного округа выполняет следующие функции: организует проведение совещаний, семинаров, круглых столов, консультаций; обеспечивает деятельность межшкольной лаборатории по развитию функциональной грамотности учащихся общеобразовательных организаций; создаёт условия для проведения заседаний муниципальных методических объединений, семинаров по диссеминации ценных методических и образовательных практик; оказывает методическую и консультативную помощь муниципальным образовательным организациям методической сети, в том числе через использование ресурса наставничества и тьюторства; участвует в проведении мониторингов и оценочных процедур уровня развития функциональной грамотности учащихся. 3.5. Научно-методическую поддержку деятельности опорной школы осуществляет Лаборатория по формированию функциональной грамотности ЦРОО ГБУ ДПО РД «ДИРО». 3.6. Опорная школа обеспечивает формирование единого информационнообразовательного и методического пространства путём: преемственности образовательной деятельности опорной школы и закрепленных муниципальных образовательных организаций в отношении содержания применяемых педагогических методик и технологий в вопросах формирования функциональной грамотности; участия в организации методической работы, во внедрении в образовательный процесс современных образовательных технологий; организации конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, методических и образовательных событий по направлениям развития функциональной грамотности создания сетевого ресурса методической поддержки участников сети. 3.7. Опорная школа вправе создавать свои структурные подразделения, способствующие реализации определенных для неё задач. Создаваемые опорной школой структурные подразделения функционируют на базе данной школы и действуют на основании утвержденного руководителем опорной школы Положения. 3.8. Указанные настоящем Положении функции опорной школы осуществляются на основании согласованных графиков проведения совещаний, семинаров, консультаций, образовательных и методических событий, а также условий заключенных договоров. 4. Управление опорной школой 4.1. Управление опорной школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом общеобразовательной организации, строится на принципах единоначалия и самоуправления. 4.2. Непосредственное руководство опорной школой осуществляет руководитель (директор), назначаемый в порядке, определяемом Уставом общеобразовательной организации, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. 4.3. Основными формами самоуправления в опорной школе являются органы самоуправления, указанные в Уставе общеобразовательной организации. 5. Документальное обеспечение деятельности опорной школы 5.1. Опорные школы должны иметь следующие документы: Положение о деятельности опорной школы в области развития функциональной грамотности школьников; план работы в области развития функциональной грамотности школьников на учебный год; анализ работы в области развития функциональной грамотности школьников за прошедший учебный год; отчетная документация по мероприятиям, направленным на развития функциональной грамотности школьников в учебном году. 5.2. Документальное обеспечение деятельности опорной школы и координации деятельности методической сети регулируется: приказами договорами о сотрудничестве программами и сценариями методических мероприятий протоколами заседаний профессиональных объединений. 5.3. Опорная школа одни раз в полгода готовит отчет о деятельности методической сети и реализации поставленных задач. 5.4. Организационно-методические и информационные документы для обеспечения деятельности методической сети размещаются на странице сайта опорной школы.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».