Обычаи, обряды, досуг (Аварцев).
01.12.2022
Обычаи, обряды, досуг
Обычаи,
обряды, досуг
В горах
дагестанских джигиты, бывало,
Чтоб дружбу
мужскую упрочить сильней,
дарили друг
другу клинки и кинжалы,
И лучшие
бурки, и лучших коней.
Расул
Гамзатов
В каждый
сезон года аварцы выполняли различные хозяйственные работы. Многие из них
сопровождались обрядами и обычаями, некоторые – праздниками.
Например,
праздник наступления Весны. В этот день люди выражали радость по поводу
наступления новой жизни и выполняли магические обряды, чтобы «помочь» природе в
пробуждении. Женщины пекли детям обрядовые хлебцы «ханждал ясикIо» в
виде человечков или животных: ягнят, лошадей, петушков. Мальчишки накануне
первого дня весны лепили из глины небольшие пиалки-конусы, втыкали в них сухие
сучки или камышовые стебли, а ночью поджигали сухие стебли и с помощью пращи
(большая рогатка) пускали конусы в воздух. Иногда вместо конусов использовали
камешки с отверстиями, куда вкладывали смолу, зажигали ее и также пускали в
небо. Десятки зажженных «стрел» устремлялись в ночную темноту под радостные
крики детворы и восхищенные взгляды взрослых. Помните, как в фильме «Троя»? А
еще разводили огромный костер, вокруг которого кружила молодежь. К костру
приносили собранные на виноградниках сухие листья: часть сжигали, а часть
рассыпали по земле, чтобы был урожай.

Наиболее
значительным и распространенным был весенний праздник первой борозды – «Оцбай».
В каждом
селении проводили оцбай в зависимости от погоды. Об этом по
решению старейшин объявлял мангуш (глашатай). До проведения
праздника пахать было запрещено.
В этот день
на улицах толпился народ, джигиты гарцевали на скакунах, которых готовили целый
год для скачек, дети носились в радостном возбуждении. Старики и женщины
поднимались на крыши смотреть на игры.
Мулла
надевал шубу навыворот, мехом наружу (чтобы урожая было столько, сколько
ворсинок на шубе), и запрягал быков в плуг («пуруц»).
На рога
быков нанизывали круглые хлеба гор, похожие на большие бублики.
Мулла рассыпал на землю семена разного сорта и проводил плугом борозду. Жители
брали горсти земли и бросали в муллу, говоря: «Дай, Бог, пшеницу, как сыплется
земля».
Затем один
из уважаемых людей, взяв в руки бублик, отходил с ним на несколько сот метров.
Мулла и кади становились рядом и по команде «Раз! Два! Три!» бежали
наперегонки, чтобы завладеть хлебцом. Веселое зрелище – бег стариков!
Младший нарочно
отставал, чтобы приз достался старшему. Победитель разламывал гор и
раздавал ребятишкам.
Потом бежали
наперегонки мальчики, чтобы получить другой бублик. А после них и взрослые.
Всем было весело!
Наконец,
начинались скачки. На лошадей для легкости сажали мальчиков.
На шею
лошади, одержавшей победу, мулла надевал последний бублик. Мужчины снимали с
себя кинжалы и вешали на юного всадника, а женщины повязывали на шею лошади
платки. Правда, все это доставалось хозяину коня. Но он дарил мальчику
серебряный кинжал и одежду и обсыпал мальчика конфетами и орехами. А другие
детишки их ловили.
Главными в
этот день были состязания в метании камней, поднятии тяжестей, борьба. На них
выяснялось, кто из богатырей самый быстрый, сильный и меткий. Все эти качества
были необходимы в прежние суровые времена.

В больших
котлах варили мясо на всех сельчан. Веселье завершалось обильным угощением.
После можно было начинать сев. Сейчас этот праздник во многих аварских селах
возобновили.
Специальные
обряды сложились в горах и в связи с получением приплода. Во всех горских
обществах было принято отмечать появление первого ягненка и теленка.
Ахвахцы,
например, резали одного барана и раздавали мясо соседям.
Своеобразным
праздником становилась стрижка овец весной и осенью. У кого было большое стадо,
устраивали гвай. Готовили угощение, а в качестве платы за труд
каждый помогающий получал шерсть, снятую с одного барана.
Наиболее
проворные стригуны могли за день состричь до пятидесяти овец. А ведь это труд
не из легких!
Самой
популярной формой проведения досуга было и остается посещение мужчинами
годекана. Это своего рода общественно-информационный центр любого села.
Здесь
мужчины обсуждали дела сельской общины, принимали совместные решения. Одни
просили совета, другие делились своими впечатлениями об увиденном, третьи
рассказывали об обычаях и образе жизни других народов.
На годекане
юноши получали уроки нравственного, трудового, физического воспитания, старшие
передавали им народные знания, рассказывали о традициях, обычаях и призывали
соблюдать их.
Мальчишек на
годекан, где беседовали между собой старшие, не пускали. Устроившись на большом
камне, детвора смотрела издали на их беседы и готова была по первому зову
побежать с каким-нибудь поручением. Были, как говорят сейчас, на подхвате.
Играли в
игры, развивающие внимание и логику: «тIама», «чIимих», для
которых нужны расчерченная доска и разноцветные фишки-камешки. Выигрывал тот,
кто снимал с доски все камешки противника, сохранив свои, или занимал исходную
позицию раньше противника. В общем, современные шашки или нарды.
Играть в них
умели почти все мужчины. Особенно любили эти игры старики.
Одной из
форм досуга были сборы молодых мужчин – «гьоркьо рукъ» («общий дом»).
Они объединялись в зимнее время на один-полтора месяца, снимали дом и
переселялись туда. Продукты и напитки приносили вскладчину.
Устраивали
состязания по спортивным играм, острословию, по знанию обычаев и традиций.
Женщинам
посещение «гьоркьо рукъ» было запрещено.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.01.2023
Дата обновления: 17.01.2023
Дата публикации: 01.12.2022