БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

27.01.2023

ОТКРЫТЫЙ УРОК: « БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

                                                     5-7 КЛАССАХ

                                              ЗАДАЧА УРОКА:

1.        Дать представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города;

2.        Развивать умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал;

3.        Содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну.

                                      АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

       Подготовлены вопросы учащимся по теме: «Начало Великой Отечественной войны»:

1.     Каковы были силы сторон накануне Великой Отечественной войны?

2.     В чем вы видите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны?

3.     Какие меры принимало советское руководство по отражению агрессии?

4.     Звучит музыка «Священная война». Под звуки музыки учитель говорит вступительное слово.

5.     Работа с историческими источниками ( Учащимся заранее раздаются отрывки из дневников жителей блокадного Ленинграда)

6.     Составление синквейна ( самостоятельная работа учащихся)

7.     Проверка знаний ( раздача карточек с вопросами)

8.     Подведение итогов. Минута молчания.

         На доске:  

Даты:  8 сентября 1941 г. – начало блокады Ленинграда

                  27 января 1944 г.  -   снятие блокады

Ученик:      «В сердцах наших жить будет вечно

                      Герои минувшей войны

                      Нам память о них дорога бесконечно

                      И ею с тобой мы сильны

               

Памяти защитников Ленинграда посвящается!

( звучит песня « Священная война» - один куплет и припев)

Учитель: 

22 июня 1941 г. В 4 часа утра без объявления войны фашистская                                     Германия,  во главе которой стоял Адольф Гитлер напала на нашу страну. Еще в                     декабре 1940 г. В Германии был утвержден план молниеносной войны                     против нашей страны – план « Барбаросса». Из этого плана известно, что                     именно группа « Север» должна была захватить Ленинград.  Политическое и военное руководство  фашистской Германии учитывало,   что Ленинград был одним из  крупнейших промышленных центров страны и важнейшим военным портом на Балтийском море. В группу « Север» вошло 29 дивизий, 500 тыс.человек, войска были

отлично вооружены. Все это говорит о том, что в планах немецкого                            командования отводилось важное место захвату города, захват Ленинграда по расчетам немецких генералов должен был предшествовать взятию Москвы. А сам город Гитлер хотел стереть с лица земли, и на его месте создать искусственное озеро. В сентябре 1941 г. Фашисты были под стенами Ленинграда. Вторжение врага было внезапным и сильным. Сражения на дальних и ближних подступах к Ленинграду носили исключительно ожесточенный характер. Весь сентябрь у стен города шли кровопролитные бои. Сталин назначает командующим Ленинградским фронтом Г.К.Жукова, принятые им меры не только остановили противника, но и отбросили от ближайших окраин города, к концу сентября угроза захвата города была ликвидирована.

      Ученик:      « Мы знаем, что ныне лежит на весах

                            И что совершается ныне.

                            Час мужества пробил на наших часах

                            И мужество нас не покинет

      Не сумев захватить Ленинград штурмом, гитлеровское командование решило взять город измором, удушить голодом. Гитлер заявил, что он будет теперь «спокойно выжидать», пока Ленинград, сдавленный голодом, как спелый плод, сам упадет к его ногам», что город выжрет самого себя и падет голодной смертью.

     Учитель:    Оборона города – это особая страница в истории Великой Отечес твенной войны. Наш урок посвящен жителям Ленинграда, блокадникам.

Город был блокирован. Со всех сторон Ленинград был окружен немецкими войсками. Началась 900-дневная блокада…  Началась самая героическая страница в истории города длиною в 900 дней и ночей.

 ( показ кадров кинохроники)

Ученик: Положение блокадного города было невероятно трудным. В домах отсутствовало тепло, электричество, керосин не выдавался. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать 250 г. хлеба, а неработаюшие, в том числе и дети 125 г. Хлеба в день, да и то хлебом-то он только назывался

                 

         « Сто двадцать пять блокадных грамм

            С огнем и кровью пополам»

                                          ( О.Бергольц)  

Учитель:

 На самом деле хлеб состоял из 10 % воды, 10% целлюлозной муки и 80% суррогатов. Ленинградцы размачивали ремни и варили суп, добавляя жмых, отруби, даже пробовали варить суп из обойного клея. А он был ужасно не вкусным, но помогал хоть немного сберечь силы. В городе не было паники, ленинградцы держались.

  Помимо голода пришли и другие бедствия, в конце ноября ударили морозы под -40 , замерзли водопровод, канализация. За водой ходили на набережную Невы; делали прорубь и набирали воду под обстрелами. В декабре 1941 г. Город оказался в ледяном плену. В декабре 1941 г. Были зафиксированы случаи каннибализма.

   Сначала видели убитых бомбами, снарядами. Потом стали появляться убитые голодом, их какое-то время не то, что не замечали – боялись понять до конца, что это означает, что надвигается на город.

   

Ученик:    Ленинград, блокада, голод

                  Снег, метель, жестокий молохХочу такой сайт

                  Все смешалось

                  Где спасенье?

                  Лишь в душе ожесточенье

                  Мы держались, мы сражались.

                  Пусть слабели – не сдавались.

                  Мы свой город так любили,

                  Что враги нас не сломили.

Ученик: Многие знают печальную историю 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей:

                  «Женя умерла 28 декабря в 12-30 утра 1941 г.

                    Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.

                    Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.

                    Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.

                    Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г.

                    Мама 13 мая в 7-20 утра 1942 г.

                    Савичевы умерли

                    Умерли все.

                    Осталась одна Таня»

Умирающую Таню удалось увезти из Блокадного Ленинграда в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку и она вскоре умерла. 18 мая 1972 г. На могиле Тани был поставлен памятник.

Ученик:  А вот дневник Юры Рябинкина:

                   Сентябрь 1941 г «Занятия в школе не состоялись. Неизвестно когда будут. Продукты продают только по карточкам, даже спички и соль. Настает голод…»

                   Октябрь:  « От голода так и скребет в животе. А ведь я  сегодня все- таки пообедал. Сказывается отсутствие хлеба…»

                   Ноябрь:     « Теперь я мало забочусь о себе. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба, хлеба…»

                   3 января 1942 г.:   «Я хочу так страстно жить , веровать, чувствовать. Но смерть прямо в глаза…»

     Последняя запись в дневнике Юры сделана 6 января: « Я почти не могу ходить. Почти полное отсутствие сил… силы уходят, уходят, плывут. И сейчас я, я, я…»

     Нет Юра не умер, это был очередной голодный обморок.

Ученик:   Такие голодные обмороки испытывал каждый ленинградец, многие погибли от недоедания. Те, кто выжил, на всю жизнь запомнили слово « блокада» и тот страх, который каждый день испытывали за жизнь своих близких.

                    « Скрипят полодья в городе, скрипят…

                       Как многих нам не досчитаться,

                      Но мы не плачем! Правду говорят

                      Что слезы вымерзли у ленинградцев.

                                              ( О.Бергольц, из поэмы «Февральский дневник»,1942г.)

Учитель:    

 

Уже к лету 1942 г. Официально зарегистрировано 1,2 млн. смертей. Сначала умирали пожилые, больные, ослабленные, потом те, кто целенаправленно жертвовал собой, спасал тем самым своих близких, многие ленинградцы считали, что они выжили благодаря тому, что мертвые спасая живых, оставляли им свой паек. Пискаревское кладбище в Петербурге одно из самых крупных кладбищ в мире, огромная братская могила. В марте 1942 г. Там было захоронено 130 тыс.человек. Из всех родившихся до 1942 года умер каждый второй. Самая высокая смертность была зафиксирована в январе 1942 г. -   за один месяц умерло 96 751 человек.

  Но город выжил и боролся. Заводы продолжали выпускать продукцию для фронта. На знаменитом  Кировском заводе продолжали делать танки, хотя завод периодически бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест.

  В это время работали театры, ставились  новые спектакли, работали музеи, работало ленинградское радио. Сотрудники знаменитого Института ботаники всю блокаду сохраняли бесценное сокровище: несколько тонн семян многих растений, лучших сортов пшеницы. Люди голодали, но сохранили для потомков достояние страны.

  Недосыпая ночами, в страшном холоде, переживая смерть своих близких Д.Шостакович выстрадал Ленинградскую симфонию

( фрагмент 7-ой симфонии Д.Шостаковича.)

Ученик:        « И каждый, защищавший Ленинград,

                        Вложивший руку в пламенные раны,

                        Не просто горожанин, а солдат,

                        По мужеству подобный ветерану,

                        Но тот, кто не жил с нами,- не поверит,

                        Что в сотни раз почетней и трудней

                        В блокаде, в окруженье плачей

                        Не превратиться в оборотня, в зверя…»

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».