План внеурочной деятельности 1-9-х классов в рамках ФГОС на 2022-2023 учебный год
01.09.2022
"Утверждаю"
Директор МКОУ
"Новогладовская
ООШ"
______ Магомедов Б.А.
План
внеурочной
деятельности
1-9-х
классов в рамках ФГОС
на 2022-2023
учебный год
Новогладовка 2022
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Нормативно – правовая основа
3. Форма организации внеурочной деятельности
4. Цели и планируемые результаты внеурочной деятельности
5.
Направления и формы
организации внеурочной деятельности
6.
Кадровые условия для реализации
внеурочной деятельности
7.
Материально-техническое обеспечение
внеурочной деятельности
8. Программа
внеурочной деятельности
1.
Пояснительная
записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом (далее – ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373, и
ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897, основные
образовательные программы начального общего и основного общего образования
реализуются образовательной организацией через организацию урочной и внеурочной
деятельности с соблюдением требований государственных санитарно -эпидемиологических
правил и нормативов.
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС основного
общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в
формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых
результатов освоения основных образовательных программ начального общего и
основного общего образования.
В современных условиях всё больше требуются активные
волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные
проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности.
Обучающимся предоставлена возможность посещать занятия
в музыкальных и художественных школах, спортивные секции, кружки в учреждениях
и отделениях дополнительного образования, другие дополнительные занятия по выбору
родителей (законных представителей) обучающихся.
Школа осуществляет обязательное ознакомление всех
участников образовательных отношений с образовательной программой
образовательной организации, в том числе учебным планом и планом внеурочной
деятельности на родительском собрании.
План внеурочной деятельности для обучающихся 1-9-х классов МКОУ «Новогладовская ООШ» обеспечивает введение в действие и реализацию требований
Федеральных государственных образовательных стандартов, и определяет объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности сформирован с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, развития индивидуальных способностей каждого школьника, формирования коммуникативных качеств.
Минимальное количество обучающихся в группе при
проведении занятий внеурочной деятельности составляет 15 человек.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность на
каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия проводятся учителями школы.
Расписание занятий внеурочной деятельности формируется
отдельно от расписания уроков образовательной организации. Продолжительность
занятия внеурочной деятельности составляет 45 минут.
2. Нормативно – правовая основа
В условиях введения и реализации ФГОС содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:
1) Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
2) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
3) Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 г. «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования».
4) Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования».
5) Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"
6) Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №
1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.
7) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
8) Письмо
Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»
9) СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
10)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября
2015г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения,
содержания в общеобразовательных организациях».
12) Инструктивно-методическое письмо от 21.05.2015 №03-20-2057/15-0-0. «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях г. Махачкалы».
13) Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов образовательных организаций Республики Дагестан, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год».
Приоритетами при
формировании учебного плана внеурочной деятельности являются следующие факторы:
· учебный план внеурочной деятельности является одним из основных организационных
механизмов реализации Основной образовательной программы основного общего
образования;
· план внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивидуальных
особенностей и потребностей, обучающихся через организацию внеурочной деятельности;
· учебный план внеурочной деятельности определяет состав и структуру
направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для каждого обучающегося
или группы обучающихся не более 1 часа в неделю на класс (количество часов на
одного обучающегося определяется его выбором);
· внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности по
выбору обучающегося и с согласия его родителей (законных представителей);
· внеурочная деятельность соответствует целям, принципам, ценностям, отражённым
и основной образовательной программе основного общего образования;
· внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС рассматривается как
процесс взаимодействия педагогов и обучающихся в ходе образовательной
деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно - урочной, и
направленной на достижение планируемых результатов усвоения.
3. Форма организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в школе организуется через такие формы, как
проектная деятельность, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты,
олимпиады, соревнования, и др.
4. Цели и планируемые
результаты внеурочной деятельности
В соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования внеурочная деятельность, как и учебная
деятельность на уроке, направлена на решение
задач воспитания и социализации обучающихся.
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно - урочной, и направленная на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Внеурочная деятельность направлена на:
1) создание условий для развития личности ребёнка, развитие его мотивации к познанию и творчеству;
2) приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности);
3) профилактику асоциального поведения;
4) создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации школьника, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры;
5) обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности обучающегося;
6) развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.
Цели и результат
внеурочной деятельности соответствуют целям и результату образования.
Цель организации внеурочной деятельности –
обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: создание условий для
становления и развития личности обучающихся, формирования их общей культуры,
духовно-нравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития,
самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития
творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья. Таким образом, основной целью организации внеурочной
деятельности школы является
формирование ключевых компетенций обучающихся:
информационной, коммуникативной, проблемной, кооперативной или компетенции по
работе в сотрудничестве.
Результат внеурочной деятельности - развитие - на основе
освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира – личности
обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его
готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Предполагаемые результаты
реализации программы:
-
внедрение эффективных форм
организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
-
улучшение психологической и
социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
-
укрепление здоровья обучающихся;
-
развитие творческой
активности каждого ребёнка;
-
укрепление связи между семьёй
и школой.
«Социальный заказ» сегодняшнего
и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих
компонентов:
ü готовности
к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному);
ü готовности
к дальнейшему образованию;
ü
сформированности
естественно-научного и социально- философского мировоззрения;
ü
сформированности общей
культуры;
ü
сформированности потребностей
и умений творческой деятельности;
ü
сформированности
педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни;
ü сохранения
здоровья, т.е. оптимального развития каждого обучающегося на основе
педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей,
интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.
Планируемые личностные результаты.
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к
школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,
установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру,
готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм,
устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и
внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
Нравственно-этическая
ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать
конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального
российского общества.
5. Направления
и формы организации внеурочной деятельности
Для реализации внеурочной деятельности в МКОУ «Новогладовская
ООШ» отводится на уровне начального общего образования в к классах по 1 часу в
неделю, во 2-4 классах по 2 часа в неделю, на уровне основного и среднего
общего образования 2 часа в неделю в 5 - 9-х классах. Эти часы распределены по 5-ти
направлениям образовательно-воспитательной деятельности:
1.
духовно- нравственное
2.
общеинтеллектуальное
3.
общекультурное
4.
социальное
5.
спортивно-оздоровительное.
Время, отводимое на занятия по выбору обучающихся
(кружки, секции, клубы, экскурсии, общественно-полезные практики и т.д.), не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, но учитывается при определении объѐмов финансирования. Результаты
участия обучающихся в занятиях по выбору не являются предметом
контрольно-оценочных процедур.
Духовно- нравственное направление реализуется в соответствии с программой духовно-нравственного
воспитания обучающихся. Направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание в каждом обучающемся гражданина и патриота, предусматривающее принятие ими
моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей; на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку
их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Общеинтеллектуальное
направление
предполагает организацию познавательной
деятельности, направленной на самостоятельное приобретение обучающимися нового знания
или нового алгоритма приобретения знаний, творческих подходов к организации познавательной
деятельности. Цель работы в этом направлении. - формирование целостного,
осознанного отношения к знаниям, к самому процессу познания.
Общекультурное (художественно-эстетическое) предполагает
развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во
внеурочной деятельности, что позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к
национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности. Цель -
формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и
ценностях.
Социальное
направление (социально- преобразующее творчество) - создание условий для перевода, обучающегося в позицию
активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе общепринятых
ценностей, а также вырабатывать собственное понимание заданных извне целей,
разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты.
Спортивно-оздоровительная
деятельность строится с опорой на
Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как художественные, культурологические,
филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и
секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии,
соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и
другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников
образовательных отношений.
Традиционные формы
организации деятельности: кружки, факультативы, научные общества обучающихся, а
также экскурсии, походы, познавательные игры и беседы, разнообразные учебные и
учебно-исследовательские проекты. Разнообразные конкурсы рисунков, рассказов,
сочинений. К формам внеурочной деятельности относят и внешкольные акции
познавательной направленности (олимпиады, конференции, интеллектуальные
марафоны). Возможны дополнительные образовательные модули, спецкурсы,
школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и
т. д., проводимые в формах, отличных от урочной (классно-урочной).
Программы, направленные на формирование
ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы
организации занятий: секции, конкурсы, спортивные праздники, викторины,
экскурсии, Дни здоровья.
Количество занятий внеурочной
деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными
представителями) с учетом занятости обучающегося во второй половине дня.
- Кадровые
условия для реализации внеурочной деятельности
Занятия по внеурочной деятельности проводят опытные
квалифицированные педагоги школы: учителя – предметники, классные руководители.
Уровень квалификации педагогов соответствует требованиям, предъявляемым к
квалификации по должностям «учитель» (приказ Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. No761н «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования»).
- Материально-техническое
обеспечение внеурочной деятельности
Для организации внеурочной деятельности в рамках
ФГОС нового поколения в школе имеются следующие условия: занятия в школе
проводятся в две смены, имеется столовая, в которой организовано питание,
спортивные залы, медицинский кабинет, кабинет музыки, библиотека с читальным
залом, компьютерные классы, кабинет психолога, спортивная площадка. Спортивные
залы оснащены необходимым оборудованием и спортивным инвентарем.
Школа располагает материальной и технической базой,
обеспечивающей организацию и проведение всех видов деятельности обучающихся.
Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и
противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовыми
нормативам, установленным для обслуживания этой базы.
- Программа внеурочной деятельности
Название программы |
1кл |
2кл |
3кл |
4кл |
5кл |
6 кл |
7 кл |
8 кл |
9 кл |
Духовно-нравственное направление |
|
|
|
|
|
х |
|
|
х |
Общеинтеллектуальное направление |
х |
|
х |
|
х |
х |
|
х |
х |
Социальное направление |
|
|
х |
|
х |
х |
х |
х |
|
Спортивно-оздоровительное направление |
х |
х |
х |
х |
|
|
|
|
|
Общекультурное (художественно-эстетическое) направление |
|
|
|
|
х |
|
|
|
х |
Расписание
проведения занятий внеурочной деятельности в 1-4 классах
на 2022-2023 учебный год
Класс |
Учитель |
Название внеурочной деятельности |
Количество часов |
Название внеурочной деятельности |
Количество часов |
1 |
|
«Я познаю мир» |
1 |
«Шахматы» |
1 |
2 |
|
«Я познаю мир» |
1 |
«Шахматы» |
1 |
3 |
|
«Занимательная математика» |
1 |
«Шахматы» |
1 |
4 |
|
«Финансовая грамотность» |
1 |
«Шахматы» |
1 |
Расписание
проведения занятий внеурочной деятельности в 5-9 классах
на 2022-2023 учебный год
Класс |
Учитель |
Название внеурочной деятельности |
Время проведения |
|
5 |
«Финансовая грамотность» |
понедельник |
12.30-13.10 |
|
6 |
|
«Занимательный русский язык» |
пятница |
12.30-13.10 |
7 |
|
«Финансовая грамотность» |
четверг |
12.30-13.10 |
8 |
|
«Занимательная информатика» |
суббота |
12.30-13.10 |
9 |
«Тайны русского языка» |
четверг |
12.30-13.10 |
План внеурочной деятельности МКОУ «Новогладовская
ООШ» на 2022–2023 учебный год создаёт условия для повышения качества
образования, обеспечивает развитие личности обучающихся.